Я сторонник простых обьяснений сложных вещей. Мне не очень нравятся те пояснения и то обучение пиару, которое сегодня в России существует. И прежде всего, я сформировал свое к этому отношение по обращениям ко мне со стороны студентов и выпускников пиар-факультетов. Мне понятно, что эти молодые люди очень плохо подготовлены к нормальной практической работе.
Это не камень в огород моих уважаемых коллег, которые читают студентам лекции, мне и самому доводилось их читать в МГУ и РГГУ, например. Но, я вижу отсутствие базового фундамента, некоей идеологии или даже философии работы корпоративного пиарщика. Как следствие мы каждый год видим громкие пиар-провалы молодых специалистов, каким-то образом попавших на высшие руководящие позиции в пиар корупных компаний. Приводить примеры не буду, у меня нет задачи кого-то публично дискредитировать.
Я просто расскажу, как смотрит на то, что такое пиар, моя школа и, как им заниматься. Это должно быть полезным для студентов и выпускников, а также молодых уже работающих специалистов. И это мой вклад в профессию.
Философия:
- Пиар это логика.
- Хороший пиар это логика без изъянов
- Плохой пиар это логика, к которой можно придраться по существу
- Число и очевидность изъянов в логике определяет степень провальности пиара
- Навязывание своей логики возможно только, если переход от старой логики к новой — логично и безизъянно оправдан
- Аудитория недоверчива, она не бывает достаточно наивной для того, чтобы пиарщик допускал изъяны в логике
- Любой тезис в пиаре должен быть аргументирован, аксиом в пиаре нет. Но пиар может опираться на невызывающие возражений установки. Например, Земля шарообразна.
- Логику нельзя разрывать, вставить в нее кусок, а потом продолжить. Все переходы должны быть плавными и аргументированными. Сама аргументация не должна вызывать недоверия.
- Начатая однажды логика не может просто оборваться. Нужен логичный финал.
- Молчание может быть пиаром, если оно ассоциировано с позитивным ожиданием.
- Молчание, ассоциированное с негативным ожиданием, это антипиар
- Объект пиара (чему служит, над чем работает) — это репутация (бренда, персоны, товара или услуги, страны)
- Продажи — не забота пиара, хотя он на них и влияет.
- Нет никакой адекватной системы исчисляемой оценки эффективности пиара. Всё, что используется, придумано для отчетности перед финансистами и HR, никак не соотносится с реальностью, и несет абсолютно субъективный характер. Пиар действует качесвенно, а не количественно, поэтому исчисляемые единицы эффективности в пиаре вредны.
- Эффективность пиара оценивается достижением логических задач. Достигаемость задач проверяется методом опроса аудитории или наличием в инфопространстве непререкаемых тезисов о вас, которые используют другие люди.
- Любая репутационная задача выполнима. В пиаре нет нерешаемых задач.
- Выполнение репутационной задачи достигается методом декомпозиции и достижения выполнения частей этой задачи.
- Выполнение задачи это движение из точки А в точку В. Пиарщик должен иметь точное описание этих точек для правильного создания логики движения.
- Пиар, сам по себе, бесстрастен, аполитичен, деидеалогизирован. Он высокоточный и эффективный инструмент. Скальпель. Он может оказаться в руках хирурга, спасающего жизнь, а может попасть к Джеку Потрошителю. Идейность, нравственность это характеристики не пиара, а пиарщика и того, что он пиарит. Любой вправе отказаться от задачи.
- Отличие рекламы от пиара есть, и оно в том, что реклама использует метод многократной повторяемости контакта реципиента с ключевым посланием (зомбирование). Пиар не зомбирует. Будучи сам логикой, он обращается к логике людей. Зарождает зерно сомнений. Одна публикация способна сделать несравнимо больше, чем тысяча реклам.
- Пиар и пропаганда — не одно и то же. Пропаганда — форма рекламы.
- В пиаре недопустима ложь. Любая ложь вскрывается, и уничтожает все достижения пиара. Можно сглаживать углы, не разглашать часть информации, немного приукрашивать или немного сгущать краски. Но лгать нельзя. Ложь — самый короткий и простой путь к фиаско.
- Лучший пиарщик — имеющий максимально большой опыт прохождения через разные ситуации и ошибки. Как рабочие, так и житейские. Это человек со взрослой психикой, который умеет держать себя в руках, сначала думает, а потом говорит или делает, стрессоустойчивый.
- Пиарщик это дипломат своего клиента.
- Следует видеть разницу между пиарщиками из пиар-агентств и инхаус-пиарщиками компаний. Разница принципиальная. Инхаус пиарщик работает только над одним проектом, одной логикой, он погружен как в публичные, так и в скрытые детали проекта, он хорошо знает психологические портреты ключевых людей своей компании, их стереотипы поведения, штампы речи, интересы и страхи, знает все подковерные игры и имеет возможность прогнозировать успех или срыв публичных акций компании (трезво и осведомленно взвешивает риски). Задачи инхаус пиарщика никак не ассоциированы с коммерцией компании. Пиар в компании — затратное направление, с пиарщика не спрашивают конверсию. Пиарщик из пиар-агентства это почти продавец. Продавец пиар-услуг. Он плохо осведомлен о вышеперечисленном, и работает проектно, как правило ведя 3-5 крупных проектов и некоторое число мелких. Он не стратег и, серьезно ограничен полномочиями, а значит и не несет той степени ответственности, какую несет инхаус-пиарщик. Работа пиарщика в агентсве либо механистична, либо похожа на свободное творчество. В любом случае, она ограничена контрактом с клиентом, который редко продолжается более 2-3 лет, в силу антикоррупционных политик корпоративного сектора. Пиарщик в агентстве всегда связан конверсией, и зачастую процентно оплачивается из kpi продаж пиар-продукта. Работа инхаус-пиарщика больше похожа на службу, предполагающую безраздельную преданность компании.
- Пиарщик из журналистской среды хорош тем, что досконально знает журналистскую кухню, имеет теплые и очень широкие контакты, и стартовую лояльность коллег по отношению лично к себе. Т.е. отепляет вверенный ему бренд на самом старте. Минус такого пиарщика в психологическом кризисе, который он испытывает при переходе из полностью открытой для него среды в полностью закрытую. Эффект описывается практически всеми журналистами, перешедшими в пиар, как «передо мной закрылись все двери». Раньше информация к нему текла рекой, теперь же он не объективная сторона, а заинтересованная. Сюда же накладывается эффект требования безоговорочной лояльности своей компании, как бы она ни действовала. Для журналиста это стресс и определенный внутренний кризис. Правда, как правило, это нивелируется значительно более высоким уровнем оплаты его труда.
- Высказывание о том пиарщики и журналисты это разные стороны баррикад — некорректно. В грамотно выстроенной пиар-работе нет никакого противостояние с журналистами. Противостояние возникает лишь, когда компания скрывает существенную для рынка информацию. Эти случаи редки.
- Для пиарщика важно уметь переносить логику его пиара на все тексты и сохранять ее в публикациях в СМИ. Как правило, СМИ воспринимают логику пиарщика, если она без изъянов. Но гарантий ее сохранения в материалах СМИ нет. И вся работа пиарщика далее состоит в том, чтобы убедить журналиста в правильности его логики. Пиарщик, грубо навязывающий журналисту логику, обречен на провал. У журналиста своя логика, зачастую сложенная еще до контакта с пиарщиком компании.
- Журналист ничего не должен ни пиарщику, ни его клиенту.
- Никто ничего никому не должен. Хочешь получить — дай взамен. Журналисту нужна информация и много подтверждающих ее источников — документов, фотографий, цитат спикеров). У журналиста своя задача, он должен сделать интересный и беспристрастный материал.
- Дружба с журналистами или так называемая «наработанная база журналистов» не дает практически ничего. Т.к. в современных условиях журналисты контролируются коммерческими службами СМИ, а сами нацелены на развитие своего имени, а не на сиюминутные выгоды.
- Цитата — это ключевое послание бренда, сопровождающееся личной репутационной ответственностью спикера. Чем выше уровень спикера, тем ценнее цитата.
- Пиарщик эффективен только, если ему делегированы полномочия и, он на «ты» со всем топменеджментом компании, в особенности со своим непосредственным руководителем (гендиректором, СЕО). Дистанция в значительной степени снижает эффективность пиара.
- Пиарщик, использующийся лишь как передаточное звено, не пиарщик.
- Пиарщик, получивший прямое указание или приказ, говорить или писать нечто, не несет более никакой ответственности за результат такой публикации, и становится бесполезен.
- Хороший пиарщик проактивен. Лучшая практика — посещение всех ключевых совещаний в компании, из которых можно узнать о событиях, которые могут стать инфоповодом. Пиарщик должен настоять на своем участии в них.
- Вся исходящая смысловая информация в компании должна визироваться пиарщиком. Визирование должно осуществляться после ее осознания. Для обеспечения этого механизма необходим утвержденный регламент.
- Идеально, если у пиарщика высшее образование в той сфере, в которой специализируется клиент. В работе помогут знание профессиональной терминологии, технологий, ориентация в компаниях и персонах сегмента рынка. Пиар-образование пока не доказало своего высокого качества.
- Пиарщик это не массовик-затейник, не толкатель тостов, не писать поздравительных адресов, не креативщик и не продавец.
- Пиарщик может быть непубличным, и даже интровертом. Это не влияет на качество его основной задачи — разработать и выпустить в публичное пространство безупречную логику.
- На пиарщика всегда распространяется репутация компании, которую он пиарит. А репутация пиарщика всегда распространяется на компанию.
- Пиар это работа для смелых. Если боишься ответственности, не иди в пиар.